История венецианского карнавала
17.01.2016
Комментариев: 1

История венецианского карнавала

Каждый год полмиллиона туристов приезжают в Венецию, чтобы своими глазами увидеть знаменитый карнавал, которому около тысячи лет. Карнавал в Венеции проходит в январе-феврале и не имеет себе равных в Европе по размаху. 10 дней вся история древнего города воссоздается в одном моменте времени. На площадь Сан-Марко стекаются персонажи всех времен и народов. Это обилие масок сложилось исторически, каждая имеет свои тайны и вместе они могут многое рассказать об эпохах расцвета и упадка Венеции. Богатые купцы и вельможи, прекрасные знатные дамы, лики смерти, шуты и комедианты – все смешались в едином смелом порыве разгульно провести последнюю неделю перед Великим постом. Для венецианцев карнавал – символ победы жизни над смертью. Поэтому фото с праздника – это вспышки костюмов и эмоций на фоне древней архитектуры прекрасного города, медленно погружающегося в воду.

Венецианский_карнавал.jpg

 

 

Истоки венецианского карнавала


Венецианский карнавал зародился в далеком средневековье, когда Венеция была свободной республикой. В ней царили демократичные нравы, сильно опережающие свое время. Первый упоминающийся карнавал 1094 года был приурочен к подписанию выгодного контракта с Византией, дающего Венеции большие преимущества в торговле. Тогда маски в карнавале еще не участвовали, они появились гораздо позже, в XIII-XIV веках. По альтернативной версии первое карнавальное празднование началось в 998 году, когда похищенных пиратами невест венецианцы вернули обратно. Третья версия относит первый карнавал к 1162 году, по ней история гласит, что Венецианская республика стала спонтанно и бурно праздновать на площади Сан-Марко победу над патриархом Ульрико.
Считается, что венецианцы переняли традиции карнавала от жителей древнего Рима. У римлян существовал праздник плодородия, на котором все сословия объединялись за одним столом. Господин и раб пировали вместе, восхваляя бога Сатурна.
Венецианцы стали переодеваться в костюмы и маски, скрывающие истинный облик. Хозяин такого наряда мог забыть о своем титуле и звании. Он мог вести любой образ жизни под чужой личиной, не задумываясь о последствиях.
До появления христианства карнавал в Венеции, как и любой языческий праздник, заканчивался жертвоприношением. Избранный король торжества должен был покончить с собой. Благодаря приходу христианства кровожадные черты исчезли, праздник стал объединять и примирять все народные классы.
Точно известно, что к XIII веку карнавальные традиции уже сложились. Жирная пятница – день предшествующий Великому посту, стал днем народных гуляний. Горожане веселились, развлекались, смотрели представления и сами участвовали в них, а также обильно пили и ели. Для этого все жители стекались на площадь Святого Марка – центральную площадь Венеции.

Карнавал на Сан Марко
Представления устраивались с участием быков и бойцовских собак, потом народ веселили шуты, акробаты и танцоры. Великолепный фейерверк завершал гулянья.
Маски менялись с течением лет. Вначале это были образы заимствованных языческих богов, со временем личины стали злободневными. Они изображали сильных мира сего, священнослужителей, знаменитых горожан. Во время карнавала было разрешено пародировать кого угодно. Высмеивались как реальные личности, так и собирательные образы, скупого купца, например. Во время военных конфликтов банк масок тоже пополнялся. Так после победы над Турцией в 1571 году на улицах Венеции появился персонаж в тюрбане и шароварах. В XVIII веке много заимствований образов произошло из итальянской комедии дель арте. Маска комедийного капитана тоже имеет исторические корни, восходящие к конфликтам с Испанией. Носатые маски стариков Панталоне и Доктора воплощали глупость, жадность и лицемерие. Больше всех полюбились красочные наряды веселых и находчивых слуг-дзанни. Это в первую очередь Арлекин и Коломбина. Кстати, Коломбина стала символом карнавала. Механическую Коломбину-голубку спускали с колокольни на площади Сан-Марко. Из куклы сыпались конфетти, это и служило сигналом к началу праздника.
Венецианцам полюбился карнавал атмосферой вседозволенности, его участники могли полностью перевоплощаться, критиковать власть и церковь. Празднование проходило весело и шумно. Самые стыдливые дамы флиртовали напропалую, знатные вельможи примеряли костюм шута, а сапожник переодевался королем. В иные годы жизнелюбивый праздник длился целых полгода, и было уже не разобрать, чем больше жили его участники: своими истинными гражданскими ролями или характерами и судьбами выбранных персонажей.
Главным карнавальным атрибутом стала маска, сделанная из кожи или папье-маше. Венецианские маски получили широкое распространение во всем мире.

Люди в венецианских масках

Венеция – достаточно маленький город. Все его жители знали друг друга, а под маской им стало удобно прятать свой истинный облик. Теперь не так просто было распознать, кто выходит из ворот или, озираясь, входит в двери дома. Стало легко скрываться под карнавальным костюмом. Этим поспешили воспользоваться криминальные элементы, рост преступности не заставил себя ждать. Была даже попытка церкви запретить ношение масок вне карнавала, о чем был издан закон в 1608 году. За нарушение его мужчины наказывались двумя годами тюрьмы, а женщины - публичной поркой розгами.


Венецианский карнавал в наши дни


Карнавал в Венеции имеет много общего с нашей масленицей. Он так же связан с Пасхой и предшествующим ей сорокадневным постом. Народ гуляет от души перед длительным периодом ограничений. Атмосфера вседозволенности правит балом. Совершенно незнакомые люди легко объединяются ради веселья. Дух приключений, романтики и флирта затягивают в карнавальную игру. Но если раньше свободолюбивые венецианцы пускались во все тяжкие, прикрывая масками свое грехопадение и даже преступления, то теперь карнавал имеет больше декоративный характер. Это диковинка, красивая традиция, выжившая и дошедшая до нас сквозь века.
В свое время Наполеон захватил Италию и запретил карнавалы. И только в 70-х годах XX века венецианцы решили вернуть свой любимый праздник. Это произошло при участии великого итальянского кинорежиссера Федерико Феллини и при поддержке Папы Римского Иоанна Павла II. Так в 1980 году голубь карнавала снова взмыл в небо над Сан-Марко. Теперь в конце зимы со всего мира съезжается уйма туристов, чтобы посмотреть на знаменитый карнавал. Этих людей в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Ими заполнены гостиницы, улицы, балконы, мосты и гондолы на каналах. 10 карнавальных дней город просто кишит иностранцами. Помимо традиционных увеселений на пятый день карнавала проводится футбольный матч. Жители Венеции считают, что футбол зародился именно здесь. Они показывают реконструкции средневекового футбола. А в конце празднества сжигается чучело. И пусть значение этих гуляний – лишь туристическое, во время их проведения город живет полной жизнью, все кто находятся в нем, словно погружаются в Средние века. И вот уже по улице шагают купцы с прекрасными дамами, Казанова флиртует с Коломбиной, длинноносый доктор чумы направляется туда, где жизнь и смерть разыгрывают чью-то карту. Древний город дышит этим праздником и является прекрасной декорацией для показа ярких костюмов и масок.
Венецианские маски отличаются большим разнообразием. Первые маски были простыми, современные же выглядят искусно и богато, они расписаны вручную, украшены золотом, драгоценными камнями и перьями.
Маска Баута бывает только черная или белая. У нее резкие жутковатые черты. Рот отсутствует. Под носом сразу начинается сильно выпирающий подбородок, который продолжается тканью, спускающейся ниже шеи. Благодаря этому, человек может свободно есть и пить, не снимая маски. Дополнением к маске служит: черная шляпа-треуголка и черный пышный плащ. Бауту чаще всего выбирали мошенники, любовники и знать. Эта маска не имеет возраста, пола и характера. Надеть ее – означает снять свое лицо. Недаром маска Анонимуса, созданная совсем недавно, имеет многие сходства с баутой.
Самая распространенная женская маска – венецианская Дама. Очень яркая, с орнаментом и прекрасными чертами. Эта маска – символ роскоши, богатства и знатности.
Маска Гражданина или Вольто предназначена простым горожанам. Классические черты и нейтральный характер отличают эту маску. Иногда ее делают не на крепежных лентах, а на палочке внизу подбородка.
Смуглянка или Моретта еще называется «Отрада мужей» и «Немая служанка». Романтичная овальная маска из черного бархата не полностью закрывает лицо: лоб, щеки и подбородок частично открыты. Два последних названия даны благодаря особенности удерживания маски на лице. С внутренней стороны напротив рта находится специальная пуговка, которую нужно держать зубами. Естественно, при этом женщина не может разговаривать, для флирта у нее есть только жесты. Так появлялся ореол обольстительной таинственности, по мнению знаменитого венецианца Казановы.
Средневековый Чумной Доктор носил специфический костюм. Маска с длиннейшим носом якобы защищала от заражения. Полость носа маски заполнялась благовоньями, считалось, что они нейтрализуют инфекцию. Еще на докторе был кожаный или холщевый плащ, в руках палка, чтобы не касаться больных руками. Чума за несколько заходов выкосила почти половину Европы. Поэтому зловещая маска Чумного Доктора больше всех ассоциируется со смертью.

Маска_Чумного_доктора.jpg
Маску Кота обычно носят гомосексуалисты. Маска интересна своим анекдотичным происхождением. По легенде бедный китаец прибыл в Венецию со своим котом. В то время в Венеции не было котов, зато мыши были в избытке. Кот китайца их мигом переловил, за что венецианцы щедро наградили китайца и купили у него кота. Прослышав о невероятной щедрости горожан, другой китаец приплыл в Венецию с богатыми товарами, чтобы сказочно разбогатеть. Он заключил сделку с главами города, по которой получал самое дорогое сокровище за свои шелка. Китаец подписал бумагу, и хитрые венецианцы вручили ему кота.
Маски Маттачино обычно шествуют группами. Маска с длинным, как у Чумного Доктора носом, но полость в этом носу отсутствует, маска яркая и пестрая. Костюм простой и удобный, шляпа украшена птичьими перьями. Маттачино – кривляка, хулиган и метатель яиц. С помощью пращи он бросает яйца, заполненные душистым маслом в дам.

Венецианский карнавал в 2016 году


Фестиваль в Венеции открывается по традиции за 12 дней до Пепельной среды – начала Великого поста. В 2016 году даты проведения карнавала: 23 января - 9 февраля. Тема праздника: «Самый лакомый город в мире». Она перекликается с названием выставки Милан Экспо 2015 «Накормить планету. Энергия для жизни». Гостям фестиваля помимо традиционных представлений будет дана возможность попробовать блюда венецианской кухни. Фото с конкурсов и творческих вечеров навсегда впишут участников в историю города и карнавала. Нельзя пропустить самый долгожданный и волнительный конкурс в завершении праздника – выбор лучшей маски, победить в котором может каждый.

Другие статьи


Комментариев: 1
Олег
19.08.2016

Отличная статья.

Написать комментарий

Наберите текст, изображённый на картинке
CAPTCHAОбновить изображение


Заказ в один клик