История и персонажи Комедии дель арте — комедии масок
09.11.2015
Комментариев: 0

История и персонажи Комедии дель арте

История комедии дель арте уходит в средние века, когда в Италии уже жил и дышал венецианский карнавал. Сложились его языческие традиции, схожие с нашими масленичными. Образы для костюмов и масок черпали из античной мифологии, которая буквально «валялась под ногами», ведь все новое – хорошо забытое старое. Италия была наследницей Римской империи, а Древний Рим позаимствовал свой пантеон богов у Древней Эллады (Греции). Чтобы получить развлекающие и поучающие маски, нужно было только открыть сундук прадедушки Диониса, извлечь героев и добавить им злободневности: социальной, политической, нравственной.

Театр комедии дель арте
Профессия масочника была официально зарегистрирована с XV века. Маски изготавливались из кожи и папье-маше. Они надевались на празднества, где с помощью них стирались все социальные границы, и аристократы веселились рядом с простолюдинами. Венецианские маски скрывали не только лицо, но и пол, и возраст. Постепенно их ношение стало ежедневной нормой. Впрочем, ношение масок периодически пытались запретить, так как чаще других ими пользовались любовники и мошенники. Для Казановы, например, маска была непременным атрибутом гардероба.
Ярмарочные выступления бродячих артистов существовали долгие века. До XVI века акробаты и певцы давали свои номера – кто во что горазд. И вот, в период масочного бума в столице масок стал оформляться новый площадной народный театральный жанр – так называемая комедия «дель арте», что дословно означает «истинное искусство», а на деле – комедия масок. Бродячие труппы комедиантов начали устраивать на улицах более сложное действо. Был положен конец любительству, зародился профессиональный театр.


Комедия масок пришлась по вкусу простым горожанам. Она сделалась поистине народной – легкой, веселой, поучительной игрой устоявшихся персонажей в изменяющихся сюжетах. Буффонада (шутовство) и импровизация стали главными приемами комедии дель арте.
Самые известные итальянские труппы: «Джелози», «Конфиденти», «Унити».


Маски в комедии дель арте и их символическое значение
Маска, личина – это сам персонаж, его характер, ум, повадки, а следовательно, и возможные сценарии. Главная особенность юной комедии масок была в том, что роли в спектакле не были подробно расписаны, представление являлось тематической импровизацией. Актер выбирал свою личину раз и навсегда и лицедействовал в рамках ее образа. Смена маски происходила очень редко. Пожизненно на сцене комедиант перевоплощался в единственный образ, что позволяло постоянно работать над ним, дополнять и совершенствовать.  Зачастую маскам давали имена актеров, их носящих и сделавших наибольший вклад в развитие.

В комедии дель арте – обилие карнавальных масок, более сотни персонажей, многие из них родственны по характеру, отличаются лишь имена и детали. В основе труппы – мужской квартет масок (два благородных господина и двое слуг), Капитан, а также играющие без масок влюбленные и девушка-служанка.


Дзанни

Слуги зовутся здесь "дзанни", от имени Дзана Ганасса – актера, прославившего этот образ и маску Арлекина. Вначале дзанни были вспомогательными персонажами, простыми крестьянами, неотесанными носителями комичных диалектов, с помощью которых смешили зевак до упаду любой речью со сцены. Постепенно они перешли в разряд слуг:
•    Первый дзанни – умный, изворотливый слуга (Бригелла, Ковьелло, Скапино, Буфетто).
•    Второй дзанни – глупый, невезучий слуга (Арлекин, Пульчинелла, Меццетино, Труфальдино, Табарино, французский Полишинель и русский Петрушка).
•    Девушки-служанки (Коломбина, Фантеска, Смеральдина, Сорветта, Франческина, Мирандолина).
Дзанни – одни из старейших масок на уличных театральных подмостках, продолжатели шутовских традиций. Эти слуги – разорившиеся крестьяне, они покинули родные места и подались в город в поисках лучшей доли. Горожане любили посмеяться над пришлыми, поэтому с восторгом принимали эти маски «деревенщин». Второй слуга частенько являлся полным дураком.

Мужские персонажи


Капитан – военный авантюрист, испанец, изъясняющийся на ломаном итальянском. Актер выступал без маски, в испанском военном костюме, комично приукрашенном. Это хвастливый трус, притворяющийся бравым солдатом и храбрецом. Он очень высокомерен, жаден и жесток. Капитан всегда находит отговорки, когда его просят совершить смелый поступок. При этом не перестает бахвалиться. Постоянно хвастает выдуманными подвигами, особенно в обществе женщин.
Эта маска выражает негативное отношение к агрессивной испанской военной политике, к нападениям Испании на Италию. Порой цензура запрещала маску Капитана, но через какое-то время, та возрождалась вновь и носила громкие имена: Ужас (Спавенто), Грохот (Фракассо), Убийца мавров (Матаморос).
С окончанием оккупации в конце XVII века маска исчезла с помостов, но навсегда осталась в истории комедии дель арте и в произведениях Шекспира, Сервантеса, Мольера.


Выделяются два квартета масок: венецианский (северный) и неаполитанский (южный).


Венецианский квартет


Панталоне (Уберто, Кассандро, Маньифико) – старик, скупой купец. Этот образ – далекий потомок древнеримской театральной маски Папуса из, так называемых, ателланов – веселых непристойных фарсовых комедий.
В наряде Панталоне имеются красные штаны, впоследствии названные его именем, короткая красная куртка и черный плащ. Его обувь – домашние туфли желтого цвета.
Маска Панталоне скрывает лицо только наполовину, она красного, бордового или коричневого цвета, с орлиным длинным носом, под которым кустятся седые усы и остренькая бородка, комично двигающаяся при разговоре.
Обычно Панталоне стоит в центре интриги. Как правило, он – слабый больной старик, когда-то весьма удачливый венецианский купец, чем ужасно кичится. С годами утратил смелость, могущество и даже ум. Панталоне на сцене кряхтит, сморкается и хромает.  У него шаркающая походка старика, скрипучий голос, радикулит и несварение. При этом он не прочь поволочиться за юными девицами, впрочем, всегда неудачно.


Доктор – старик, псевдоученый, правовед или врач. Он обладает грубым диалектом, носит длинную мантию и короткие панталоны, куртку, шапочку и кожаный пояс. Вся одежда и туфли с бантами – черного цвета, кроме широкого белого воротника и манжет.
Черная маска Доктора обычно закрывает лицо полностью, но иногда только лоб и нос, а щеки густо румянятся. Это очень толстый персонаж, что не мешает ему быть похотливым. Он сыплет непонятными терминами на латыни, перевирая их нещадно, на самом деле невежественен и тщеславен.  Чтобы импровизировать на тему псевдонауки, актеру были нужны истинные научные знания для создания комических реплик из их обрывков.
В XII веке Болонья, откуда прибыл Доктор, была центром научных знаний, ее юристов приглашали короли. А к XVI веку их знания потеряли связь с реальной жизнью и стали бесполезны. Уличные артисты не упустили возможность высмеять таких горе-ученых, и публика сочла маску Доктора очень смешной.

 

Бригелла  – умный слуга, первый дзанни. Обладает отрывистым диалектом, съедающим окончания. Носит длинные панталоны, блузу и шапочку. Весь костюм белого цвета с зеленой отделкой, а обувь из желтой кожи. За поясом у Бригеллы – кошель и нож. Лицо закрывает темная маска с черными усами и бородой, торчащими во все стороны.
Выходец из крестьян, Бригелла стал хитрым и ловким слугой, часто вороватым. Его находчивость вызывает восхищение. Он всегда холост. Много и громко говорит, с женщинами развязан, со стариками нагл, смел с трусами. Умеет чувствовать силу и становиться услужливым. Бригелла всегда действует против стариков и помогает влюбленным. Актер в этой маске хоть и находится на втором плане, зато играет на гитаре и владеет акробатическими трюками (лацци).

 

 

 

 

 


Арлекин – глупый слуга, второй дзанни. Носит яркий костюм, в основном желтый. Крестьянская рубашка и панталоны Арлекина усеяны разноцветными заплатами в виде ромбов, яркая шапочка на голове, на поясе кошель. Черные легкие туфли прекрасно подходят для выполнения трюков.
Черная маска Арлекина на лбу имеет большую бородавку. Лоб и брови выделены, черные волосы взъерошены. Большие щеки и выпученные глаза.
Арлекин постоянно совершает глупости и смиренно принимает наказание. Он ленив и прожорлив, обожает женщин. С господами скромен и учтив. Глупое ребячество и постоянно сыплющиеся на голову бедного Арлекина горести вызывают сочувствие толпы.
Во Франции Арлекина часто величали Домиником по имени Доменика Бьянколелли. Этот актер создал существующий до сих пор сценический образ Арлекина. Во многих других странах появлялись персонажи, очень напоминавшие Арлекина. В России – это Петрушка, побеждавший всех и вся и воплощавший образ непобедимого трудового народа.


Неаполитанский квартет


Тарталья – в переводе «заика». Толстый, робкий и забитый старик, находящийся на государственной службе. Здесь можно наблюдать парад чиновничьих профессий: судья, нотариус, аптекарь или полицейский.
Персонаж испанского происхождения, плохо владеющий итальянским языком, к тому же сильно заикающийся. Это его основная черта, которую актер часто обыгрывает в сценках. Усиленная борьба с заиканием на фоне серьезного монолога в суде, например, принимает очень комичный оборот, местами непристойный.
Сценический костюм Тартальи – это костюм, соответствующий должности служащего, с форменной шляпой на лысой голове, на носу «восседают» гигантские очки.
Появился этот персонаж в Неаполе в XVII веке. Постепенно должности Тартальи росли. Эту маску на сцене стали носить и министры, и сын короля (в пьесе-сказке «Любовь к трем апельсинам» Карла Гоцци).

 

 


 

 

Скарамучча (французский Скарамуш) – переводится как «маленький забияка». Эта маска имеет схожие элементы с венецианской маской Капитана. Но Скарамучча  часто бывает бит, ведь ему не всегда удается избежать драки. Он не похож на захватчика, но хвастлив, как и Капитан, и очень труслив. Особенность персонажа – сильная мимика и жестикуляция.
Французские актеры порой лишали эту маску шпаги и костюма военного, вручали гитару. С уст Скарамуша слетали фривольные песенки, акробатические трюки тоже входили в его роль. Вместо маски Скарамушу белили лицо, чтобы работать с помощью мимики. Такой обезоруженный Скарамучча и дошел до наших дней. Эта маска породила образ Пасквирелло (Пасквино) – хитрого слуги-вруна, обжоры и пьяницы.

 

 


 

 

Ковьелло – умный слуга, первый дзанни. Разговаривает на сочном неаполитанском диалекте. Бывший крестьянин, ставший слугой. Облегающий костюм состоит из панталон и жилета. Отличительная деталь гардероба – шляпа с перьями. Красная длинноносая маска, на клювоподобный шнобель которой часто водружены очки. Ловкач и прохвост, Ковьелло все время кривляется, танцует и играет на музыкальных инструментах.
В северной части Италии маска не прижилась, ее там сочли непристойной. Зато переезд во Францию был удачным. Мольер взял ее в комедию «Мещанин во дворянстве». Многие актеры пытались внести в образ Ковьелло новые детали или черты других масок, например, Пульчинеллы. Кто-то пытался политизировать ее. Но такие маски долго не существовали.

 


 

 

Пульчинелла – глупый слуга, второй дзанни. Помимо черт глупого деревенского слуги, он может похвастаться порой сметливостью и находчивостью горожанина. Но важно, чтобы образ на сцене во время представления выявлял что-то одно: либо хитрость, либо глупость.
Почти всегда персонаж женат и рогат. Поэтому имеет некоторые черты венецианцев: Панталоне и Доктора. Маска очень популярна, вторая после Арлекина. Пульчинелла может менять профессии: сторож, садовник, торговец, солдат, вор. Костюм из простой ткани, высокая шляпа. Нос маски большой, крючковатый или петушиный. Голос писклявый, на спине – горб.
Персонаж шагнул далеко за пределы Италии, став национальным героем многих стран. Так во Франции родился Полишинель, воспетый Мольером, в Англии – Панч, в Германии Гансвурст, в Дании господин Йокель. И русский Петрушка позаимствовал у Пульчинеллы основные черты.

 

 

 


Лелио (Флориндо, Флавио, Орацио) – юный влюбленный. Персонаж часто носил имя играющего его актера. Вокруг пары влюбленных и разворачивалась вся интрига комедии, при этом в самом действе им отводилось незначительное место. Старики мешали их счастью, а слуги помогали.  Масок влюбленные не носили, одевались изысканно, разговаривали литературно, и не было нужды в их импровизации. Поэтому роли они заучивали наизусть.
Судьба влюбленных из комедии дель арте – всегда быть в тени персонажей дзанни.  Восприятие их неземной любви носит легкий оттенок иронии.

 

 

Женские персонажи


Изабелла – юная прекрасная влюбленная. Персонаж, аналогично персонажу влюбленного, часто носил имя той девушки, актрисы, что выступала в ее роли. Это были имена: Виттория, Фламиния, Лучинда. Помимо заученных слов, роль влюбленных состояла из жеманного томленья. Они то и дело вздыхали, пытались свести счеты с жизнью от невозможности любви, но в конце комедии воссоединялись.

 

 

 


 

Коломбина – девушка-дзанни. Служанка при одном из стариков, приехавшая из деревни, активная участница интриги комедии. Деревенские повадки и речь напоминают Арлекина, за которого она частенько выходила замуж в конце представления. Это веселая, жизнерадостная девушка, честная и порядочная. В городских условиях она может чувствовать себя неуютно, но простой и прямой характер помогает ей выживать и находить кратчайший выход из затруднительных ситуаций.
Коломбина, как и все женские персонажи, не носила маску. На расцвете комедии дель арте ее нарядом было красивое платье, позже оно покрылось яркими заплатами и стало очень похоже на костюм Арлекина.
Французский театр с радостью позаимствовал этот образ и стал активно использовать. Деревенская дуреха превратилась в типичную субретку – бойкую служанку, чья находчивость помогает господам в любовных интригах. В таком виде она и вошла в пьесы Бомарше и Мольера.


Комедия дель арте в Европе
История комедии масок берет начало во Франции и Испании –  ближайших соседях. Там она стала развиваться по своим законам. Персонажи заимствовались и адаптировались. Например, знаменитый французский Пьеро – модификация малопопулярной в Италии маски Педролиньо, доброго, доверчивого дзанни, постоянно обманутого, битого и печального.
Актеры французской импровизированной комедии не носили масок, а белили лицо мукой. Сюжет был проще, чем у итальянцев, он в основном служил связкой для многочисленных выходов акробатов, жонглеров, эквилибристов.
Итальянская комедия масок оказала глубокое влияние на развитие национальных театров многих стран. Шутовские собирательные образы слуг крестьянского происхождения были типичны для всей Европы. Толпа легко в них узнавала себя и восторженно реагировала.
Площадная комедия дель арте подарила массу образов и сюжетов драматургам всей Европы. Теперь уже писатели и поэты могли обессмертить любимцев публики во всей красе. Даже в серьезных лирических произведениях нет-нет, да и проскользнет явно или завуалировано образ Арлекина, Пьеро, Полишинеля, Коломбины.
Театр не умирает, а перерождается согласно веяньям времени и потребностям зрителей. Комедия масок живет в своих персонажах и по сей день. Даже в современном бульварном детективчике можно найти параллели между героями с его страниц и масками дель арте.


Комедия дель арте в России
С начала XVIII века начались итальянские гастроли в России. А к концу века во всех московских и петербургских домах устраивались пышные костюмированные венецианские карнавалы. Следующим бум комедии дель арте пришелся на XX век. Величайшие артисты и художники обратили к ней свой взор и стали черпать вдохновенье, переосмысливая образы, делая их многогранными. Блок переписал комедию в трагедию «Балаганчик». Мейерхольд поставил пантомиму «Шарф Коломбины» и создал практику биомеханики – актерскую гимнастику для проработки сценических движений. Пьеса Гоцци «Принцесса Турандот» в театре Вахтангова идет с 1922 года.
В 1976 году на «Ленфильме» была снята комедия «Труффальдино из Бергамо». Источник сценария – пьеса Карло Гольдони «Слуга двух господ», которая была написана в XVIII веке для одной из миланских комедийных трупп. В кинофильме максимально соблюдены каноны комедии масок: действующие лица и их имена, костюмы и декорации, музыкальные и трюковые номера, даже простоватая речь слуг. Сюжет и эпоха увлекают, погружая в игру. Все это – и есть обаятельная и стильная формула успеха «дель арте».

Другие статьи


Пока нет отзывов
Написать комментарий

Наберите текст, изображённый на картинке
CAPTCHAОбновить изображение


Заказ в один клик